Дедукция, индукция и абдукция (часть 3)
Термин «абдукция» (лат. ab – «c, от», ducere – «водить») ввёл американский философ Чарльз Сандерс Пирс, который считал, что логика и философия должны участвовать в анализе возникновения гипотез и новых идей. Согласно ему, абдуктивное суждение – это познавательная процедура, которая помогает найти правдоподобные гипотезы.
Логическая формула такого суждения выглядит так: А – общее суждение, B – частное суждение, C – вывод (гипотеза). Обратите внимания на примеры ниже: все выводы в них носят вероятностный характер. Они могут быть корректными, а могут быть ошибочными.
Примеры:
1. Каждый человек смертен. Сократ – смертен. Вероятно, Сократ – человек.
2. Все птицы имеют крылья. У воробья есть крылья, значит, воробей – птица.
3. У всех тигров четыре лапы. У собаки четыре лапы, значит, собака – тигр.
Выводы, к которым приходят через этот метод, вероятны и допустимы, но могут быть ошибочны. В индукции (общий вывод на основе совокупности частных наблюдений) тоже так бывает. Отличие абдукции от индукции вот в чем: абдукция – не безошибочный метод поиска истины в науке, а алгоритм поиска гипотез, способных объяснить тот или иной факт, а индукция – метод проверки гипотез.
Чарльз Пирс выделял несколько требований к гипотезам:
• Гипотезы должны объяснять не только эмпирически наблюдаемые факты, но и те, что проверялись и наблюдались косвенно.
• Гипотезы должны предполагать некий вопрос, на который находит ответ исследование.
• Гипотеза должна быть проверяемой.
Использование абдукции не гарантирует, что рассуждения приведут вас к истинному умозаключению, но то, что она облегчит его поиск – точно. Также этот метод откроет неизведанные стороны привычных вещей.
Абдукция помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон и получить ранее не известную информацию. Именно так были сделаны многие научные открытия: роль сердца в системе кровообращения, например. Уильям Гарвей изначально предположил, что, вероятно, сердце – это насос, который прокачивает кровь через тело. Исследования подтвердили эту гипотезу.
В этой гибкости мышления и заключается неоспоримое преимущество абдукции перед дедукцией и индукцией.